Выставка-форум Россия Международная выставка-форум Россия. Москва. ВДНХ 04.11.2023 - 12.04.2024

Библиотеки

ПОЛОЖЕНИЕ О Ш КОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность школьной библиотеки
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа № 100 г.о. Самара
(далее - школа).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным законом от
29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О библиотечном деле". Федеральный закон от 25.07.2002
N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015), "О противодействии экстремистской деятельности". Федеральный
закон от 29.12.2010 N 436-Ф3 (ред. от 01.05.2017) "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию", приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (ред. от
17.11.2017) «Об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского
учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами
местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами,
государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их
применению», приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 (ред. от 02.02.2017) «Об
утверждении Порядка учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда», письмом
Минобразования России от 23.03.2004 № 14-51-70/13 «О Примерном положении о библиотеке
общеобразовательного учреждения.»
1.3. Формирование фонда школьной библиотеки (далее - библиотека) необходимо для
организации учебно-воспитательного процесса в целях обеспечения права его участников на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Цели библиотеки в школе соотносятся с целями общеобразовательного учреждения:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Правилами пользования библиотекой МБОУ Школа № 100
утверждённым директором школы.
1.7 Школа несёт ответственность за доступность и качество библиотечно- информационного '
обслуживания библиотеки.
1.8. Школа, заведующая библиотеки несут ответственность за хранение и распространение
информации, которая может нанести вред гармоничному развитию детей.
1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) -
доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и
видеокассет); цифровом (CD- диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
*
Для реализации основных задач библиотека:
3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
3.2. Создаёт информационную продукцию:
организует и ведёт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный.)
картотеку учебников, электронный каталог, базы данных учебников
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе
дистанционного обучения);
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействуе т интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления:
содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации
образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов. CD-дисков,
презентации развивающих компьютерных игр).
3.4 Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий:
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным
процессом;
Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей
(иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Деятельность направлена на обеспечение широкого постоянного и устойчивого доступа для
всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией
основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией
образовательной деятельности и условиям её осуществления.
5.2. Библиотека включает в себя следующие отделы: абонемент, читальный зал.
5.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно^информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами
школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
5.4. Библиотека не вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги.
5.5. Спонсорская помощь не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров финансирования из бюджета школы.
5.6. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и
в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запылённости помещения, коррозионноактивных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН:
современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами;
ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
5.7. Школа создаёт условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
5.8. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
\
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несёт директор школы в соответствии с уставом учреждения.
5.9. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в
соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
не менее одного раза в месяц - методического дня.
5.10. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с
детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с библиотеками Министерства
культуры Российской Федерации.
5. Управление. Штаты
6.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законодательством города Самара
6.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
6.3. Руководство библиотекой осуществляет зав.-библиотекой, который несёт ответственность в
пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями и трудовым договором.
6.4. Зав. библиотекой назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может
являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
6.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием,
учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального
информационного центра.
6.6. Зав. библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение
следующие документы положение о школьной библиотеке, правила пользования библиотекой;
планово-отчётную документацию; технологическую документацию.
6.7. Решение о комплектования штата библиотеки принимает директор школы,
6.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтверждённую документами об образовании и (или) квалификации.
6.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником
библиотеки только на добровольной основе.
5.9. Трудовые отношения работников библиотеки и школой регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации
о труде.
7. Работа библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов (ФСЭМ).
7.1. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных
и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой
статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114- ФЗ "О противодействии экстремистской
деятельности».
7.2. Порядок работы с Федеральным списком экстремистских материалов (далее - ФСЭМ):
в библиотеке школы должен быть в наличии актуальный ФСЭМ (в печатном и электронном
виде);
библиотекой школы должно быть разработано, утверждено Положение о комиссии МБОУ
Школа №100 по проверке экстремистских материалов;
не реже, чем 1 раз в месяц работник библиотеки обязан обновлять Федеральный список
экстремистских материалов с сайта Министерства юстиции Российской Федерации (http: //minjust.
ru/ru/extremi st-material s);
проверка фонда библиотеки на предмет наличия в нем экстремистских материалов должна
проводиться систематически (не реже одного раза в квартал) путем сверки имеющихся в фонде
документов с актуальным ФСЭМ;
при обнаружении в фонде документов, включённых в ФСЭМ, они изымаются,
оформляются акты о списании и уничтожении исключённой из библиотеки литературы;
поступающие в библиотеку издания, документы в обязательном порядке сверяются с
ФСЭМ. При обнаружении документов, включенных в ФСЭМ, они изымаются, оформляются акты
о списании и уничтожении исключенной из библиотеки литературы.
проведение сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с ФСЭМ проводится
согласйо Инструкцией для работников школьной библиотеки МБОУ Школа № 100 по работе с
документами, включёнными в Федеральный список экстремистских материалов.
8. Права и обязанности библиотеки
8.1. Работники библиотек имеют право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке
общеобразовательного учреждения;
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры:
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного
фонда;
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
8.2. Работники библиотек обязаны:
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
формировать фонды в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;
не реже, чем 1 раз в месяц обновлять ФСЭМ;
не реже одного раза в квартал проводить проверку фонда библиотеки на предмет наличия в
нем экстремистских материалов путем сверки имеющихся в фонде документов с актуальным
ФСЭМ;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы;
отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
повышать квалификацию.
9. Права и обязанности пользователей библиотеки
9.1. Пользователи библиотеки имеют право:
получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах
и предоставляемых библиотекой услугах;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуатьные документы и другие источники информации;
Продлевать срок пользования документами;
получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
9.2. Пользователи библиотеки обязаны:
соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несёт последний пользователь;
расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
воспитанники, обучающиеся 1 - 4 классов);
возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными или
аналогичными;
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
9.3. Порядок пользования библиотекой:
запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных
представителей) обучающихся - по паспорту;
перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.4. Порядок пользования абонементом:
пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
максимальные сроки пользования документами:
учебники, учебные пособия - учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;
периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
9.5. Порядок пользования читальным залом:
документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.
9.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику,
утверждённому директора школы, и в присутствии сотрудника библиотеки;
разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки;
по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
работа с компьютером производится согласно утверждённым санитарно-гигиеническим
требованиям.
10. Заключительные условия
10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором школы и
действует до принятия нового Положение о школьной библиотеке МБОУ Школа № 100.
10.2. Изменения в настоящее Положение могут вноситься в соответствии с действующим
законодательством и Уставом Школы.